центр событий

Воркшопы для фотографов. Что это, для чего нужны и как организовать.

Существуют разные формы процесса обучения фотографии. Одна из таких форм — воркшоп. В переводе с английского языка “workshop” означает мастерская. О том, что такое воркшоп в фотографии мы и расскажем в этой статье.
Но, для начала, давайте разберемся, что такое воркшоп по сути.

Что такое воркшоп


Воркшоп — это обучающее мероприятие, которое дает возможность обучить практическим навыкам сразу несколько человек одновременно. Участниками могут быть и новички, и уже опытные специалисты.

Например, Икеа проводит воркшопы для своих настоящих и потенциальных покупателей. В одном помещении собирается несколько человек, чтобы научиться правильно собирать мебель из наборов комплектующих. Весь процесс обучения проводят опытные мастера-сборщики мебели.

Отличие воркшопов от других мероприятий

Процесс проведения воркшопа отличается от других мероприятий тем, что он, в первую очередь, ориентирован на практику. Теоретический блок в плане проведения занятия отсутствует.

Особенности воркшопа:

  • Обучение проводится на примере того, как достичь одной конкретной цели от момента планирования и до получения результата. Например — собрать стол, нарисовать картину, создать одностраничный сайт;
  • Воркшоп организуют и участвуют в нем, чтобы узнать новые методы решения задач, поделиться своими впечатлениями и мнениями;
  • Обычно срок выполнения заданий ограничен по времени;
  • Во время занятия прорабатываются не только профессиональные навыки, но и умение учиться вообще, умение ладить в команде, адаптироваться к работе в стрессовых условиях;
  • Обучение происходит не только благодаря программе, которую подготовил ведущий воркшопа, но и в результате обмена опытом между учениками;
  • Это абсолютно практическое занятие, теория дается по ходу объяснения тех или иных действий ведущего;
  • Принимать участие в воркшопе может человек с любым уровнем подготовки, но больше пользы получит тот, который уже разбирается в теме;
  • У участников воркшопа в результате появляется какой-то физический результат, например у фотографа — новые снимки для портфолио, которое необходимо ему для работы.
То есть, ответ на вопрос: “Воркшоп — что это такое простыми словами?” можно ответить так: наблюдая за мастером, повторяя его действия, слушая его инструкции, вы сможете получить готовый конечный результат.

Что такое воркшоп в обучении

По сути воркшоп — это своеобразный спектакль, в котором ведущий и организатор выступает в роли режиссера и сценариста, а участники — в роли актеров, создающих в процессе обучения какой-то артефакт. Участники могут вносить свои предложения, спорить с режиссером и друг с другом, экспериментировать, именно это дает возможность получить очень интересный результат.

Такое распределение ролей дает возможность обучиться новому, поэтому воркшоп — это то, что в образовании применяется довольно часто.
Воркшопы делятся на типы в зависимости от главных целей обучающего мероприятия:

  • Цель: передать свое мастерство и технологии ученикам.
  • Формы воплощения: тренинг, мастер-класс, семинар.
  • Цель: научиться творчеству.
  • Форма воплощения: конкурс, фестиваль, перформанс.
  • Цель: генерация идей.
  • Форма воплощения: круглый стол, дискуссия, мозговой штурм.
  • Цель: обмен информацией и опытом.
  • Форма воплощения: презентация, конференция, форум.
Это все основные средства, при помощи которых проводится воркшоп.

Типы воркшопов

  • Дискуссия — практика общения, в процессе которой происходит обмен информацией, опытом и идеями по уже работающему проекту. Во время дискуссии обсуждаются предложения по достижению поставленной цели, выявляются и исправляются ошибки в работе.
Задача ведущего — сформулировать тему и цель, вести дискуссию, улаживать конфликты, консультировать.Также ведущий контролирует, чтобы каждый участник смог высказать свое мнение.
  • Мозговой штурм — обычно применяется для поиска новых решений, разработки стратегий развития бренда компании.
Этот тип воркшопа направлен на развитие творческого потенциала сотрудников или учащихся. Применяется в студенческой среде, у дизайнеров, рекламистов, журналистов.
  • Тимбилдинг — форма обучения, в которой применяется геймификация. В процессе игры решаются поставленные задачи, формируются модели поведения и новые навыки работы.
Игра проходит в ограниченном временном периоде и носит соревновательный характер, тем самым развивается еще и командный дух.
  • Марафоны — система обучения, основное отличие которой от остальных форм — довольно длительный срок. В отличие от хакатонов (перелинковка на статью о хакатонах), на воркшоп-марафонах происходит обучение и выработка определенных навыков. Целью марафона является получение профессии, например, программиста.
  • Мастерская — один из самых распространенных типов воркшопа. Организаторы предоставляют расходные материалы, инструменты, оборудованные рабочие места или условия для работы.
В такой форме воркшопы проводятся обычно для тех, кто занимается прикладной деятельностью — швеи, мастера по мейкапу или парикмахерскому искусству, фотографы, ремонтники.

Воркшопы для фотографов

Это мероприятие проводится обычно уже признанным мастером фотографии.
Участие в воркшопе помогает фотографам в тонкостях изучить определенные виды фотосъемки. Например:
  • свадебная;
  • предметная;
  • новогодняя;
  • фото еды;
  • интерьерная;
  • портретная;
и многие другие виды.

Проводят их в различных локациях, выбор которых будет зависеть от многих факторов. Например, свадебные фото могут быть сделаны как на природе, так и в специально оборудованном и декорированном зале. А воркшопы — мастер классы по фотографии животных, безусловно, проводятся на свежем воздухе.
Обычно в фотомастерских принимает участие 6-15 человек. Чем меньше людей, тем больше внимания от ведущего получает каждый участник.

Особенности воркшопов для фотографов:

  • Нужно осознавать, что на воркшопах не предусмотрена возможность импровизации. Все участники должны четко повторять то, что делает преподаватель и выполнять его рекомендации.
  • В таком мероприятии могут принимать участие фотографы абсолютно разного уровня — как начинающие, так и опытные. Каждый сможет найти для себя что-то полезное и новое для работы.
  • Никакой теории. Участники сразу же начинают выполнять практические действия, которые заложил в программу мастер. Максимум, что можно ожидать в плане теории — советы и указания преподавателя в процессе выполнения работы.
  • Все, что необходимо для съемки, подготавливается организатором заранее. Продумывается сценарий мероприятия, его структура, необходимый реквизит, декорации, свет, место проведения, модели и прочее. И это тоже элемент обучения — участники учатся тому, как правильно готовить площадку и все остальное для съемки.
  • Время проведения. Обычно воркшопы длятся от 2 до 5 часов, редко это бывает весь день или несколько дней подряд.

Что необходимо для участия в воркшопе

  • Фотоаппарат и правильный объектив для конкретного вида съемки. А лучше — два фотоаппарата и обязательно дополнительный заряженный аккумулятор.
  • В списке необходимых вещей для участия в воркшопе обычно указывается, какие именно аксессуары вам понадобятся: отражатель, дополнительная вспышка, штатив и тп.
  • Желательно, чтобы у вас были с собой тетрадь или блокнот и ручка. Так вы можете зафиксировать свои мысли и инсайты, которые посетят вас в процессе работы. Если вам захочется записать то, о чем говорит преподаватель, можно воспользоваться диктофоном на телефоне.
  • Постарайтесь одеться так, чтобы вам было удобно и тепло, если воркшоп проходит на улице. Если занятие будет проходить в помещении, то может случиться, что вам понадобится сменная обувь. Узнайте об этих деталях заранее.

Свадебные воркшопы



Этот формат для фотографов — отличная возможность не только узнать и научиться чему-то новому, но и пополнить свое портфолио красивыми продающими снимками. Особенно это важно для начинающих фотографов, у которых еще недостаточно качественных кадров именно со свадеб.

Достоинства свадебных воркшопов

  • Источники вдохновения. На таких мастерских участники узнают новые стили, модные тенденции и идеи, которые появляются в этой сфере.
  • Примеры работы с декораторами, моделями, определенными техниками выполнения фотографий, со светом — все это дает хороший толчок к дальнейшему развитию мастерства.
  • Технические нюансы — опыт работы с техникой и светом, выбор правильного ракурса съемки, применение определенных технических инноваций. Такие детали особенно важны для начинающих мастеров фотографии.
  • Взаимодействие с коллегами. Это тоже немаловажный фактор в развитии профессионализма фотографа. На воркшопах можно учиться не только у преподавателя, но и у более опытных участников.

Недостатки свадебных воркшопов

  • Самый главный недостаток — это наличие одинаковых фотографий в портфолио у разных фотографов. Так как все подготовлено заранее, то у всех участников похожие ракурсы, одни и те же модели и декорации. Поэтому случается такое, что при выборе фотографа на свадьбу молодожены натыкаются на почти одинаковые фото у разных мастеров.
  • Новичкам и скромнягам сложно тягаться с более опытными участниками. Конечно, преподаватель должен следить за тем, чтобы каждый ученик мог сделать удачные кадры, но, тем не менее, бывает, что более активные “задвигают” тех, кто стесняется.
Совет: если вы планируете использовать фото, сделанные на воркшопе, в качестве продающих снимков в портфолио, старайтесь выбирать мероприятия с небольшими группами. Так у вас будет больше шансов, что ваши фото будут отличаться от других фотографов. Еще одна особенность — в малых группах гораздо легче проявить себя и скромному новичку.

Этапы организации воркшопов



Как организовать воркшоп, чтобы и участники и организаторы достигли своих целей, ради которых одни решили организовать воркшоп, а другие решили принять участие в этом мероприятии?

Подготовка

Сначала нужно определить цели. Только после этого можно будет поставить задачи, которые нужно решить на каждом этапе подготовки и проведения воркшопа.
Очень удобно этапы подготовки расписать в диаграмме Ганта. Шаблон такой диаграммы можно взять в Google документах, он там так и называется.
Расписав все детали, в диаграмме Ганта (она похожа на таблицу) можно сразу отметить, кто именно отвечает за выполнение каждой задачи, сколько времени планируется на реализацию.
Конечно, в процессе работы по подготовке мероприятия все может поменяться, но, тем не менее, такая первичная раскладка дает возможность понять объем работы и не упустить важные моменты в подготовке и проведении воркшопа.

Обязательные этапы

  • Анонс воркшопа. Помогите потенциальному участнику узнать о мероприятии, поразмышляйте, где именно он сможет увидеть информацию и что поможет ему принять решение об участии в воркшопе.
  • Регистрация участников. Этот этап может проходить по-разному, но он необходим для учета участников и, в том числе, финансовых расчетов с ними.
  • Выдача предварительного задания или перечня информации, которую участникам желательно знать. Это важно, чтобы ученики получили максимум от участия в вашем мероприятии и смогли эффективно использовать полученные навыки в работе.
  • Подготовка площадки для проведения воркшопа. Здесь надо решить, какая именно локация подойдет под цели воркшопа. Заранее подготовить место, если это на природе, или осмотреть выбранное помещение. Если вы решили провести воркшоп в закрытом помещении, то в договоре аренды обязательно надо указать дополнительные часы на подготовку декораций, установку света и проведение прочих подготовительных работ.
  • Планирование воркшопа. Это безусловно один из важнейших этапов в подготовке к проведению мастерской. Желательно расписать поминутно, что и когда планируется делать. Понятно, что в процессе работы могут произойти какие-либо изменения, задержки или наоборот, что-то будет сделано быстрее, чем планировалось. Но, поминутный сценарий помогает грамотно распределить время работы на занятии.
  • Проведение инструктажа. Перед началом воркшопа важно дать четкие инструкции по выполнению основных заданий. Желательно, чтобы эти инструкции также были и в распечатанном виде, чтобы раздать их в качестве вспомогательного материала.
  • Процесс воркшопа. Очень важна работа ведущего этого мероприятия. Хорошо, если у него есть помощники-кураторы, которые будут контролировать процесс выполнения заданий каждым участником, а также помогать и подсказывать им.
  • Завершение мероприятия. Необходимо завершить мероприятие логически подходящим действием — подведением итогов, проведением рефлексии, замечаниями и похвалами.
  • Физический результат участия в воркшопе. Для фотографов это будут фото для портфолио.

Выбор места проведения

Тема, цели и задачи, которые ставятся перед проведением воркшопа, определяют и место проведения этого мероприятия.

Допустим, интерьерная съемка, скорее всего будет проводиться в закрытом помещении, так же, как и портретная либо предметная. Это связано с тем, что на такой площадке гораздо удобнее выстроить свет, организовать декорации, место работы и место для отдыха съемочной группы.

Процесс работы не зависит от погодных и температурных условий, легко сделать так, чтобы на месте работы не было посторонних, и не нужно будет волноваться за сохранность аппаратуры и других вещей.

Организатором воркшопа может выступить сам фото-мастер, тогда подбор и обеспечение оформления площадки, свет, настройка аппаратуры, декорации и прочее лежит на его плечах.

Но фото-мастер может обратиться к сторонним компаниям, которые помогут с основными организационными моментами — подбором локации, декораторов, моделей и решат все остальные проблемы, возникающие в процессе подготовки воркшопа.

Например, компания “Центр событий” хорошо разбирается в том, как организовать воркшоп для фотографов. В распоряжении компании две удобные локации в Санкт-Петербурге, это пространство Белый лофт и “Пространство у метро Петроградская”.

В таком случае фото-мастер выступает заказчиком услуг и ему останется только проработать концепцию и сценарий воркшопа.

Как выбрать ведущего

Для того, чтобы мероприятие прошло четко, динамично и интересно, необходим человек, который будет вести весь процесс. Это ведущий.

В роли ведущего может выступать как сам эксперт по заявленной теме, так и приглашенный специалист по проведению учебных мероприятий. Для такого ведущего очень важно умение управлять аудиторией и вовремя выявлять и разрешать конфликтные ситуации, отслеживать, чтобы все участники достигли своих целей.

Конечно, хорошо, если ведущий будет разбираться в теме воркшопа, но, по сути, это необязательно, главное, чтобы он четко выполнял свою работу и поддерживал эмоциональный настрой среди участников воркшопа.

Итак, мы разобрались с тем, как провести воркшоп для фотографов. Это мероприятие — серьезный инструмент для решения рабочих задач и развития профессионализма мастеров фотографии.

Отзывы

Вопрос-ответ

Наши воркшопы охватывают широкий спектр тем - от управления и лидерства до дизайна, кулинарии и фотографии. Мы стараемся поддерживать актуальность и релевантность наших программ, ориентируясь на интересы и потребности нашей аудитории.