Меню

Хакатоны. Что это, для чего нужны и как организовать хакатон

Что означает слово “хакатон”? Оно состоит из двух слов: “хакер” и “марафон”, сложите их вместе, вот и получится “хакатон”. Так что же это за мероприятие?
Представьте себе, что вам нужно быстро разработать новое приложение или новый продукт, а команды для разработки у вас нет. При этом вы довольно крупная компания, которая может себе позволить вложить 1-2-3 миллиона рублей, чтобы найти решение своей проблемы и бонусом получить супер креативных, талантливых и работоспособных, влюбленных в свою профессию, сотрудников. Как раз для решения таких задач и проводятся хакатоны.

Что такое хакатон?



Хакатон — что это такое простыми словами? По сути, это своеобразное соревнование между командами из 5-6 человек в поисках лучшего решения для заявленной организаторами задачи. Команды собираются из разных специалистов: программистов, разработчиков, дизайнеров, менеджеров проектов.

На решение задачи на хакатоне даются определенные вводные и срок разработки. В последний день команды защищают свои проекты. Главное условие, которое должны выполнить команды-участники — разработанный продукт должен быть практически готов к реализации, правильно упакован и грамотно представлен на презентации.
Хакатон может длиться от одного дня до недели и проводится в оффлайн или в онлайн формате.

Как проводится оффлайн хакатон

Для оффлайн-хакатона нужна площадка, на которой будет удобно разместиться участникам, жюри и гостям.

При организации хакатона важно помнить, что в процессе проведения в помещении, где проходит мероприятие, должна быть дружеская, спокойная, рабочая и приятная атмосфера. В этом может помочь, например, негромкий музыкальный фон, цветовые решения в оформлении.

После того, как будут произнесены приветственные речи, разобраны задачи, собраны команды, начинается работа.

В процессе работы могут происходить разные, в том числе и конфликтные ситуации, ведь порой бывает, что в одной команде участников находятся люди, незнакомые друг с другом до этого дня. Поэтому нужно, чтобы среди организаторов были фасилитаторы, которые смогут вовремя повернуть настрой команд в рабочее русло.
Так же в команде организаторов должны быть эксперты, которые будут ходить по залу, подбадривать участников, где надо — помогать советом. Да и командам желательно тоже общаться между собой, это может помочь в решении задач.

Хакатон в оффлайн-формате — хорошая возможность прокачать свои навыки командной работы и поиска нестандартных решений. Часто после таких событий образовываются стартапы, но даже, если команда после мероприятия не продолжит работать вместе, в любом случае, есть возможность получить контакты разных специалистов, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни.

Во время хакатона обязательно должны проводиться чек-пойнты, короткие (2-3 мин) выступления представителей команды. В них участники показывают жюри и менторам проделанную работу и кратко рассказывают о планируемых дальше шагах. Чек-пойнты — важная часть хакатона, ведь именно на них можно определить, верно ли движется команда или она выбрала ошибочную стратегию. В этот момент эксперты и менторы могут подсказать правильный вектор разработки.

Командам важно помнить, что обязательно нужно выделить время на подготовку презентаций, лучше рассказать о том, что не доделано, чем показать кривые разработки.

Как проводится онлайн-хакатон

Онлайн хакатон — что это и чем отличается от оффлайн проведения события?
В первую очередь тем, что нет локальной привязки к определенному месту. Принять участие в таких мероприятиях могут команды из разных регионов и стран.

Обычно такие хакатоны проводятся на специальных онлайн-платформах. Это могут быть как зарубежные (ChallengeRocket, Devpost, Kaggle), так и российские операторы — Актум, Spinon, Russian Hackers и другие. О том, как организовать хакатон на такой платформе, вы сможете подробнее узнать у представителей операторов.
Такие мероприятия обходятся значительно дешевле, чем оффлайн-хакатоны и имеют свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • отсутствие привязки к географическому месту на карте;
  • возможность прокачать навыки работы в онлайн-команде.
Минусы:

  • сложности в привлечении аудитории;
  • недостаток личного общения с менторами и экспертами;
  • сильная зависимость от технических особенностей платформы, на которой проводится онлайн-хакатон, например, на некоторых платформах возникают сложности при общении членов команды и экспертов.

В онлайн-хакатоне должны быть почти все те же этапы, что и в обычном формате (кроме питания и размещения). Но есть и определенные детали — например, если хакатон проводится на какой-то конкретной платформе, то участники должны использовать только ее и не пользоваться сторонними сервисами. Впрочем, условия полностью зависят от оператора.

При проведении онлайн-хакатона участники предоставляют жюри ссылку на видео-презентацию выполненного проекта и ссылку на репозиторий с рабочим кодом.
В целом этот формат со временем будет развиваться, но и обычные хакатоны, скорее всего, тоже останутся.

Кто и зачем проводит хакатоны


Хакатоны могут проводиться как коммерческими, так и образовательными организациями. Бывают закрытые и открытые хакатоны. Закрытые обычно проводятся среди сотрудников предприятия, а на открытые приглашаются все желающие.

Цель хакатона зависит от того, кто его организовал.

Корпоративный хакатон

Например, если это корпоративный хакатон, то его целью может быть:
  • поиск методик, способов и инструментов для разработки новых продуктов;
  • проверка, насколько жизнеспособны продуктовые гипотезы.

Что делают на хакатоне, который проводится внутри компании, чтобы достичь заявленной цели? Самое главное условие — “выдернуть” сотрудников компании из обычной рабочей обстановки. Для этого организуется рабочее пространство в другом месте — это помогает участникам переключиться, — а сжатые сроки создают экстремальные условия, в которых мозг выдает неординарные решения.

Открытые хакатоны

Цели мероприятия могут быть различны и, если это коммерческий хакатон, то задачи, которые нужно решить, ставит главный спонсор события.
Например, это может быть:

  • разработка системы обработки заявок от клиентов;
  • сервис для оформления услуг;
  • запуск приложения для решения рабочих задач.

Для организаторов проведение этого мероприятия — возможность получить несколько вариантов решения технологических задач, которые компания не может решить собственными силами.

Если за этим обращаться в консалтинговую компанию, то за ту сумму, которая понадобится для организации хакатона, компания получит 1-2 решения, причем не факт, что они устроят заказчика. На хакатоне же решение может быть представлено быстро и в 10, а то и более вариантах.

Образовательные хакатоны

Что такое хакатон в образовании простыми словами?
Это возможность для молодых ребят показать свои способности и применить их на практике, а иногда и шанс найти хорошее место работы по будущей специальности.

По сути, образовательные хакатоны работают так же, как закрытые и открытые.
Отличие состоит лишь в том, что мероприятия проводятся в учебных заведениях и целями часто ставится решение насущных проблем этих заведений. Но, в то же время, для организации мероприятия приглашаются спонсоры, которые могут пригласить на работу особо отличившихся в хакатоне студентов.


Из чего состоит хакатон


Подготовка и проведение хакатона состоит из несколько этапов:
  1. Определение темы, целей и задач, призов.
  2. Поиск участников, рекламная кампания.
  3. Определение формата — офлайн или онлайн.
  4. При онлайн проведении — определение платформы.
  5. Если проводим оффлайн — выбор места проведения.
  6. Поиск экспертов.
  7. Проведение хакатона, награждение участников.
Обычно в программу, помимо работы над проектами, входят:

  • начальный этап, на котором заявляются тема и задания для разработки;
  • время на формирование команд;
  • представление команд и их идей;
  • промежуточные чек-пойнты;
  • лекции, мастер-классы от менторов, интерактивные мероприятия;
  • консультации независимых специалистов и экспертов;
  • презентация разработок представителями команд;
  • голосование, награждение, афтепати.

Польза для участников и организаторов


Участники хакатона, независимо от того, выиграют они главный приз или нет, получают возможность показать свой профессиональный уровень. Они могут продвинуть свой проект, познакомиться со спонсорами и с коллегами.

За короткое время получить новые знания и навыки, а также найти специалистов, с которыми смогут в будущем запустить собственный проект.

Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов возможность заработать приличные деньги в случае получения призового места. Но, даже если разработчик не взял приз, то строчка в резюме “Участник хакатона” — это большой плюс для серьезных работодателей.

Для организаторов мероприятия основная польза заключается в быстром получении нестандартных решений своих технологических задач.

Если это корпоративный хакатон — увеличение степени мотивации сотрудников, получение новых идей для создания и продвижения продуктов, вовлечение работников в бизнес-процессы компании.

Открытый хакатон дает возможность найти новых талантливых сотрудников, оригинальные идеи для развития компании, возможность еще раз прорекламироваться в профессиональной среде.

Приложение MSQRD

Кейсы

Хакатоны стали своеобразной “кузницей” новых стартапов. Многие известные сейчас приложения и продукты были созданы именно на хакатонах, вот примеры некоторых из них:
  • На хакатоне Garage48, проходившем в Беларуси, было создано приложение MSQRD, которое в результате купил Facebook;
  • Приложение EasyTaxi, которым пользуются уже в 30 странах мира, было спроектировано на Startup Weekend Rio в 2011 году;
  • В 2012 году на AngelHack был разработан конструктор сайтов для предприятий общепита Appetas, а в 2014 году его перекупил Google;
  • В том же году на Startup Weekend было создано приложение, которое задумывалось, как способ избавиться от ненужных вещей. Позже маркетплейс Carousell закрыл С-раунд инвестиций на сумму около 80 млн долларов.

Что нужно для организации хакатона


Для успешной организации и проведения хакатона первым делом определите, зачем он нужен именно на этом этапе развития компании и целевую аудиторию, для которой проводится мероприятие.

Команда

После определения целей и задач необходимо составить план действий и собрать команду организаторов. Практически невозможно сделать такое мероприятие в одиночку.

Кто должен входить в команду помимо организаторов и что они делают:
  • Представители компании-заказчика — определяют задачи, которые должны будут решить участники.
  • Эксперты, менторы — опытные специалисты, которые могут давать консультации участникам по различным вопросам, возникающим в процессе работы над проектом.
  • Менеджеры проекта (фасилитаторы) — помогают незнакомым участникам команд найти общий язык в процессе обсуждения, контролируют постановку задач, время, мотивацию участников.
  • Члены жюри — специалисты-эксперты, принимающие участие в выборе победителей. Важно, чтобы была прозрачная и четкая система оценки проектов, понятная и членам жюри, и участникам.
  • Спонсоры — компании, которые будут оказывать финансовую поддержку.
  • Ведущий — без него может потеряться темп и развалиться вся структура мероприятия.

Помещение

Площадка для проведения хакатона должна отвечать следующим критериям:
  • круглосуточный доступ и удобное расположение;
  • необходимая мебель — столы, удобные кресла, пуфики, диванчики и стулья;
  • место для отдыха — порой обсуждение задачи затягивается уже далеко за полночь и, в таком случае, участники должны иметь возможность где-то вздремнуть;
  • наличие сцены для выступления представителей команд в основном зале;
  • место для жюри;
  • оборудование — ноутбук, проектор, микрофоны, колонки, другое звуковое оборудование;
  • наличие элементарных удобств — уборных, курилок, гардероба.

Питание

Важный момент — обеспечить питание для участников. Это может быть обычный набор из печенек, чая, кофе, плюшек и бутербродов. Легче всего для организации питания договориться с кейтеринговой компанией.
Призы
Призовой фонд должен быть довольно большим. В хакатонах чаще всего принимают участие действительно хорошие специалисты, которые прилично зарабатывают. Чтобы у них была мотивация стать участниками вашего события, денежные призы должны быть выше среднего заработка программиста.
Маркетинг
Маркетинговые действия включают в себя:
  • организацию промо-кампаний в СМИ, соцсетях, профессиональных сообществах;
  • подготовку раздаточных материалов — футболок, маек, стикеров, блокнотов, ручек и т.п.;
  • оформление зала.

Заключение

Если хакатоны изначально проводились для решения задач только из сферы IT, то сейчас уже о том, как провести хакатон, задумываются и компании из других отраслей.
Возможности, которые предоставляет этот формат, позволяют решить вопросы не только с проверкой продуктовых гипотез, поиском свежих решений для бизнеса, но и помогают найти новые кадры.